Понедельник
09.12.2019
04:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Добрянский детский сад № 21"
Главная Регистрация Вход
физическая подготовка ребенка »
Меню сайта

Форма входа

Рекомендации для родителей

«Физическая подготовка ребенка необходима для обучения в школе»

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая.

Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом.

Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

 Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма.

Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.

 Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

 Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

 К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела — 116 см, масса тела — 22 кг, окружность грудной клетки — 57—58 см.

Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой.

Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта — ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.).

Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников (выносливость, ловкость, быстрота, сила).

 К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.

Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов — 12 000—15 000.

Несмотря на то что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

 Современные программные требования, предъявляемые к развитию двигательной сферы, нацеливают на обеспечение высокой двигательной активности с учетом качественного формирования основных и прикладных движений, воспитания нравственных, волевых и других личностных качеств.

В условиях детского сада все это реализуется при наличии оптимального двигательного режима, с помощью различных педагогических средств и методов.

 Организация процесса физического воспитания детей дошкольного возраста включает систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу; физкультурно-оздоровительные мероприятия, предусмотренные в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках).

Для обеспечения активного отдыха введены и новые формы физкультурно-оздоровительной работы (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

 Наряду с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий.

 Особый оздоровительный эффект дают физические упражнения и игры на свежем воздухе. В связи с этим в программе значатся разные виды физкультурной работы, предусматривающие максимальное использование благоприятных климатических условий для укрепления здоровья детей.

 Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

 Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется, прежде всего, в желании самостоятельно работать, умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение двадцати пяти минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия.

Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятия у этих ребят может быть различна.

Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют достаточно высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.

 У детей с низкой работоспособностью продуктивность и качество работы примерно в два-три раза ниже по сравнению с остальными сверстниками. При этом они недостаточно регулируют свои действия, нуждаются в поддержке взрослых (подсказки при выполнении необходимых действий, уговоры и требования продолжать работу и т. д.).

Для таких детей характерны частые отвлечения и пассивность на занятиях. Это приводит к слабому усвоению материала, усугубляющемуся недостаточной предшествующей подготовкой.

Если дети с высокой работоспособностью более однородны по своему составу, то среди последних есть как по-настоящему пассивные, вялые, ленивые, так и чрезмерно подвижные, быстро утомляющиеся, с неустойчивой нервной системой, т. е. дети, у которых уровень знаний может быть и не ниже среднего.

Дети с повышенной нервной возбудимостью, даже при условии, если они легко усваивают предлагаемый материал, не способны сосредоточенно и продуктивно работать, поскольку их физическое состояние ослаблено.

Поэтому, помимо индивидуальных педагогических воздействий, они нуждаются в специальных медицинских назначениях, укрепляющих нервную систему.

 Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не решена, что связано преимущественно с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, однако правильно оценить и определить их предел очень сложно.

Это требует соответствующего внимания и осторожности. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, в частности затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности.

Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

 Рациональность педагогического процесса заключается в постепенности усложнения содержания и увеличении умственных нагрузок в соответствии с возрастом и уровнем развития детей (они планируются в течение занятия, недели, года и т. д.). Такая тренировка не только предотвращает переутомление детей, но и обеспечивает своевременное и поступательное нарастание работоспособности.

При распределении учебного материала необходимо учитывать, что в процессе умственной деятельности оптимальной работоспособности предшествует стадия врабатывания, а к концу оптимального периода наблюдается снижение работоспособности под влиянием утомления.

Поэтому в начале каждого занятия в течение четырех-пяти минут рекомендуется давать облегченный подводящий материал. Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.

Очень часто причина массовой отвлекаемости детей на занятиях кроется в однообразном, несодержательном проведении занятий с минимальным использованием педагогических приемов, двигательных и игровых компонентов, способствующих отдыху.

 После «включения» детей в работу целесообразно в течение десяти—пятнадцати минут дать наиболее трудный, новый материал, а потом провести физкультминутку. Последняя треть занятия вновь облегчается за счет повторения пройденного материала. Педагог использует живые и интересные приемы обучения, активизирующие детей.

 Недельная и годовая динамика работоспособности аналогично повышается к середине недели и учебного года. Понижение уровня работоспособности в разные периоды может наблюдаться не у всей группы, а у некоторых детей, что является одним из показателей их утомления.

Наибольшее утомление после занятий в течение дня, недели и всего учебного года характерно для ребят ослабленных, часто болеющих, страдающих какими-либо функциональными нарушениями в состоянии здоровья, либо для вполне здоровых, но педагогически запущенных дошкольников, с низким уровнем предшествующей подготовки.

 В связи со снижением работоспособности надо усилить внимание к поведению ребенка, предоставлять ему дополнительный отдых, облегченные задания, оказывать индивидуальную помощь и пр.

 В условиях возрастающих умственных нагрузок важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья дошкольника играет режим — рациональное сочетание и распределение во времени основных состояний (сна, бодрствования, кормления), смена различных видов деятельности и отдыха, физических и умственных нагрузок, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детского организма.

 Нервная система ребенка-дошкольника отличается особой ранимостью, повышенной возбудимостью (преобладанием возбуждения над торможением), недостаточной подвижностью нервных процессов. Поэтому забота о полноценном отдыхе, восстанавливающем функциональное состояние детского организма, так необходима.

 Определенный распорядок помогает организовать внутренний ритм жизни ребенка и его внешнее поведение. Так, ребенок, приученный заниматься в определенное время тем или иным видом деятельности, делает это спокойно, без излишнего напряжения и затрат дополнительной энергии и, напротив, не приученный регулярно заниматься на занятиях с трудом сосредоточивает свое внимание на содержании задания, не может положенное время сохранять за столом рабочую позу и т. п.

Не приучившись ложиться спать в одно и то же время, дети капризничают, волнуются, долго не засыпают.

 Взрослым надо помнить о том, что только последовательный, ежедневно соблюдаемый в дошкольном учреждении и в семье режим дня обеспечивает оздоровительную направленность. Воспитатель выполняет в этом процессе координирующую роль: он следит за своевременным осуществлением всех режимных моментов.

Каждый режимный процесс выполняет свою специфическую функцию (обучение на занятиях, оздоровление во время прогулок, насыщение во время еды и т. д.) и оказывает непосредственное влияние на протекание последующих моментов.

Например, перегрузка или недогрузка ребенка разными впечатлениями, несвоевременная смена видов деятельности во время бодрствования резко снижают качество сна, а неполноценный сон уменьшает функциональные возможности детского организма в последующих видах деятельности.

 Чередование деятельности и отдыха, полноценное питание и сон, прогулки, закаливание, занятия физической культурой, выполнение посильного физического и умственного труда и пр. могут успешно осуществляться лишь при условии создания необходимых гигиенических и педагогических условий (воздушно-тепловой режим, освещенность, уровень сформированности различных навыков у детей, качество воспитательной работы в группе и т. п.).

Так, прочно сформированные, автоматизированные навыки самообслуживания, умение четко выполнять различные, программные требования значительно сокращают время проведения ряда процессов (одевание, раздевание, еда, водные процедуры, подготовка к занятиям и т. д.), высвобождая время для самостоятельных игр и прогулок. Кроме того, это является хорошей профилактикой утомления.

 У старших дошкольников необходимо формировать навыки личной и общественной гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков сопровождается объяснением их значимости для охраны своего здоровья и здоровья окружающих.

Потребность опрятно содержать тело и одежду, быть аккуратным во время еды, чистить зубы, часто мыть руки и т. д. должна стать стойкой привычкой будущего школьника.

Положительное отношение к процедурным мероприятиям помогают сформировать сюжетные игры санитарно-гигиенического содержания, а также просмотр диапозитивов, телепередач.

 Индивидуально-дифференцированный подход, осуществляемый во всех видах детской деятельности, необходим и при реализации режимных требований.

Чуткое, внимательное отношение воспитателя к каждому ребенку, и особенно к ослабленным детям, помогает избежать нарушения принципов последовательности и непрерывности воспитательно-оздоровительного процесса.

Например, при хорошем педагогическом контакте с детьми, глубоком знании индивидуальных особенностей своих воспитанников воспитателю легко осуществить дозирование физических нагрузок, установить степень и объем закаливающих процедур, предоставив каждому ребенку выбор темпа деятельности.

Активное, заинтересованное участие всего педагогического и медицинского персонала в осуществлении задач физического воспитания, а также максимальное комплексное использование разнообразных средств, предусмотренных программой, можно считать залогом хорошего состояния здоровья и физической подготовки дошкольников.

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 61