Понедельник
09.12.2019
05:38
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Добрянский детский сад № 21"
Главная Регистрация Вход
речевой материал для автоматизации звуков »
Меню сайта

Форма входа

Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков.

 

Автоматизация свистящих звуков ( С, СЬ, З, ЗЬ, Ц ).

   Занятие  « Звук С»  №1.

1.     Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Кошка сердится», «Почистим зубы», «Горка», «Подуй на язык», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

     2.   Упражнение «Насос».

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идет  по середине языка, сильная, холодная.

     3.  Повтори четко и медленно звук «С».

Ас-ас-ас – вот ананас.

Ос-ос-ос – много  ос.

Ус-ус-ус – ягодный мусс.

Ыс-ыс-ыс – вот мыс.

Ис-ис-ис  -  конфета «Кис- кис».

4.     Подбери и наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:

 Ананас, мыс, много ос, квас, нос, автобус, глобус, мусс.

 


   Занятие «Звук С»   №2.

1.      Артикуляционная гимнастика для звука «С».

     2.   Упражнение «Насос» ( язык внизу за нижними                   

           зубами, губы улыбаются).

     3.  Повтори  три раза, потянув звук «С». (четко и

          медленно):

                       Са-са-са – вот летит оса.

                       Со-со-со – вот колесо.

                       Су-су-су – книгу я несу.

                       Сы-сы-сы  - вот автобусы.

4.     Подбери и наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:

                         Лиса, коса, оса, самокат, сани.

                         Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода.

                         Носы, весы, косы, автобусы.

 

    Занятие «Звук С»   №3.

1.     Артикуляционная гимнастика для звука  «С».

2.     Упражнение «Насос» (язык за нижними зубами, губы улыбаются).

3.     Повторить 3 раза, потянув  звук «С»:

Ста- сто- сту- сты

Сма-смо-сму-смы

Сна-сно-сну-сны

Ска-ско-ску-скы

Сва-сво-сву-свы

4.     Наклей картинки (или нарисуй) и назови их:

Стадион, мосты, кусты, аисты, весна, спальня, леска.

 

    Занятие «Звук С»   № 4.

1.     Упражнение «Насос» ( С-С-С).

2.     Повторить  чистоговорку:

        У Сони сани едут сами.

      3.  Закончи предложения:

        Десять дней Айболит не ест и не пьёт и не … (спит).

                                                                                      К. Чуковский

        Для зверей и для зверят тоже нужен детский…(сад).

4.  Запомни загадку:

  Маленькое, сдобное,

  Колесо съедобное.    ( Бублик).

 


     Занятие «Звук С»   № 5.

1. Упражнение «Насос» ( С-С-С).

       2.  Закончи предложение:  Динь - дон, динь - дон                       

                                                     В переулке ходит …(слон)

                   Вдруг видят: стоит у колес    

                   Огромный въерошенный…   (пёс).    С.Маршак.

         3.  Подними руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук «С»:

  Стол, дерево, куст, трава, ёлка, лес, сорока, часы, 

  ветка, гриб, стул.

  4.   Повтори рассказ. Ответь на вопросы:

                        1) В  саду.

     В саду  стоит скамейка.

     На скамейке  сидят  дед Семен, Света и Сева.

     В саду стоят  стулья и стол.

     Света и Сева будут лепить из глины.

     Света вылепила стакан и сову.

     Сева вылепил аиста и автобус.

Что стоит в саду? Кто сидит на скамейке?  Что   будут делать Света и Сева?     Что вылепила Света? Что вылепил Сева?

                            2)  Саня и Соня.

Это Саня, а это Соня.    

     Саня несет тыкву.                       Соня снимает сливы.

     Саня любит  тыкву и капусту.   Соня любит  сливы.

                            3)  Света и Саня.

Это Света, а это Саня.    

 У  Светы  гольфы.       У  Сани  носки. 

Света  и Саня  надевают  сапоги  и идут  в лес.

 

 

  Занятие «Звук Сь»   №1.

1.     Определи место  звука «С» в слове:

        Гусь, лисенок, Сеня.

2.     Игра «Эхо»  (повтори):

        Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю, се,  си, асся, оссе,  

        уссю, эссе, исси.

3.  Четко произнеси:

        Ась – ась – ась  -  у Сени мазь.

        Усь – усь – усь – у Симы гусь.

4.  Найди слова  со звуком «сь». Выучи стихотворение.

Синее небо, синие тени,

Синие ели – это весна!

В синем лесу этот запах весенний

Всех обитателей будит от сна.                                                                     

 


  Занятие «Звук З»   №1.

1. Артикуляционная гимнастика для звука  «З».

 «Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка», «Подуй  на язык с голосом», « Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

    2. Упражнение «Комар»

  Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть  рот, кончик языка  упереть в нижние зубы, подуть  на язык с подключением голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка.

3.     Повторить медленно и четко слоги со звуком «З».

Азма        азна      азба      азда

Узма        узна      узба      узда

Озма        озна      озба      озда

Ызма       ызна      ызба     ызда

4.     Подбери и наклей картинки  или нарисуй:

Азбука, изба, поезда, гнездо.

 

  Занятие «Звук З»   №2.

    1. Артикуляционная гимнастика для звука  «З».

    2. Упражнение «Комар». ( изолир. произношение «З»)

  Улыбнуться,  язык за  нижними  зубами, голосовые складки работают.

    3. Повторить по три раза  медленно и четко  «З».

За – за – за, за – за - за – вот в саду стоит коза,

Зо – зо – зо, зо – зо - зо – вот у Зои светлый зонт,

Зу – зу – зу, зу – зу - зу – Зою в саночках везут,

Зы – зы – зы, зы – зы - зы – нет ни вазы, ни козы.

    4. Подбери и наклей картинки  или нарисуй, назови

их:

Ваза     замок           зонт        зов      зубы       козы

Коза     мозаика      бизон      Зоя      везут      вазы

 

 

  Занятие «Звук З»   №3.

    1. Упражнение «Комар».

    2. Повторить  чистоговорку:

а) Зоя моет зайку в тазу,

б) У Зои азбука, у Зины звезда.

    3. Закончи предложения:

Он и плачет, медведь, и ревет,

Медвежат из болота… (зовёт). К. Чуковский 

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки…(звать). С. Маршак

    4. Отгадай загадку, найди в отгадке звук «З»:

Без рук, без топоренка

      Построена избенка.     (Гнездо)  

 

 

 Занятие «Звук З»   №4.

    1. Упражнение «Комар».

    2. Отгадай загадку. Если в отгадке звук «З»?

а) Не лает, не кусает, а в дом не пускает  (замок).

б) Бел, да не сахар, нег ног, а идет  (снег).

    3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «З».

         Змей, куст, ваза, мост, ёлка, замок, изба, нос, звезда,

      гнездо, капуста.

    4. Повтори рассказ, ответь на вопросы:

                         Зоя и Зина.

  Зоя и Зина лепят из глины.   У Зои забавный зайка.

     У Зины обезьянка  Загги.   А это змейка и бизон.

     Они на подносе у вазы.

         Что делают Зоя и Зина?  Кто у Зои?  Кто у Зины?  

     Где змейка и бизон?

 

 

  Занятие «Звук Зь»   №1.

    1. Послушай и определи место звука «Зь» в слове:

        Зима, обезьяна, Зина, корзина, зеркало.

    2. Повторить слоги:     

         Зя – зе – зю – зи

        Аззя – оззе – эззе – уззю – ыззи.

    3. Повтори чистоговорку:

    У Зои коза, у Зины бузина.

 


    Занятие «Звук Ц»   №1.

1. Артикуляционная гимнастика:

 «Пулемет» (т-т-т), «Качели», «Киска», «Сдуй ватку» (язык внизу, произносим звук «Т»).

     2. Произнеси быстро  и четко  сочетание: т-с, т-с, т-с (Ц)

     3. Повтори слова, найди лишнее:

      Цыпленок, мельница,  яйцо, цыплята.

4. Ответь на вопросы:

Чем мы вытираем лицо и руки? – полотенцем.

Чем мы разрезаем бумагу? – ножницами.

Что мы ставим в воду? – цветы.

Кто выводится из яйца? – цыпленок.

3.     Повтори чистоговорки:

      Цы – цы – цы –цы – есть хотят птенцы;

      Ца - ца - ца – не велика птица синица, да умница;

      Ца – ца – ца –  из колодца вода льётся.

 


    Занятие «Звук Ц»   №2.

1. Артикуляционная гимнастика.

     2. Послушай рассказ, ответь на вопросы, повтори  

   (если у ребенка есть звуки «Л» и «Рь»)

                         Цыпленок Цып.

У мамы курицы  был цыпленок. ( Кто был у курицы?)

Его звали Цып.(Как его звали?) Мама не велела Цыпу купаться.

Но цыпленок был непослушным. (Каким был Цып?)

Однажды цыпленок пошел купаться.(Что сделал Цып?)

Вода была холодной и Цып заболел. (Какая была  вода?)

Мама- курица позвала умную Цаплю. ( Кого позвала мама?)

 Цапля дала Цыпу пилюлю. ( Что сделала Цапля?)

Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной

воде. ( Что пообещал маме Цып?)

    Занятие «Звук Ц»   №3.

1.  Закончи фразу:

Часто к озеру напиться ходит рыжая…(лисица).

На даче в лесу были разные птицы:

сороки, стрижи,  воробьи и …(синицы)

По ночам сове не спится. Ведь сова – ночная …(птица)

     2. Послушай  «Есть ли звук «Ц» или нет?», отложи 

    картинки со звуком «Ц». 

сумка и блюдце; яйцо и осень; индеец и чашка; цыпленок и часы.             

      3. Повтори рассказ (если у ребенка есть звуки «Л» и «Рь»)

                                                Цып.

У мамы курицы  было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным  цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама – курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не отпускала.

    4. Повтори  вполголоса и громко (если есть «Л» и «Рь»).

Цу - цу - цу – дали нам по огурцу.

Цы - цы - цы – Цып у мамы курицы.

Ца - ца - ца – у колодца нет конца.


  

Занятие «Звук Ц»   №4.

1.  Выучи загадку:

На цветке -  цветок

Пьёт цветочный сок.   ( Бабочка)

     2.   Выучи стихотворение   (если есть  звуки «Л» и «Р»):

     «Осень», М. Ходакова             

Если на деревьях листья пожелтели,     

Если в край далекий птицы  улетели,     

Если небо хмурое, если дождик льётся, 

Это время года осенью зовётся.

 

  Автоматизация шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).

   Занятие  «Звук Ш»  № 1.

1.     Артикуляционная гимнастика:

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Улыбка», «Дудочка», «Парашют».

2.     Повтори слоги медленно и четко:

 Аш        ош        уш         иш          эш

 Ша        шо        шу         ши          шэ

 Ашша   ошшо   ушшу               эшшэ

3.     Повтори  слова. Определи место звука «Ш» в слове:

 Шуба, малыш, шина, машина, шишка.


   Занятие  «Звук Ш»  № 2.

      1. Упражнение «Шина лопнула».

2.     Повтори  медленно и четко:

  Шма     шмо     шму     шмэ

  Шка     шко     шку     шкэ

        Шта     што     шту     штэ

        Шпа     шпо     шпу     шпэ

        Шна     шно     шну     шнэ

 3. Подбери  слово, близкое по смыслу и звучанию.

        Прицепившись к задней шине,

        Мишка едет на …(машине).

        Уронила белка шишку,

        Шишка стукнула… (зайчишку).


   Занятие  «Звук Ш»  № 3.

1.     Закончи фразу:

        Ночью темень. Ночью тишь.

        Рыбка, рыбка, где ты…(спишь).

        Нет, твой голос нехорош,

        Слишком тихо ты…(поёшь).

2.     Произнеси  скороговорку четко (тихо, вполголоса, громко):

3.     Выучи загадку, четко произнося звук «Ш».

        Небольшие  ножки и боится кошки.  (Мышка).

       


  Занятие  «Звук Ш»  № 4.

    1.  В каких словах слышишь звук «Ш»?

      Кошка спит, а мышку видит.

      Миша сегодня идет в школу.

      Бабушка купила шапку дедушке.

      Дедушка купил  внуку машину.

      Поспешишь – людей насмешишь.

2. Послушай и повтори рассказ  « Наташа и мишка».

      У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему  штанишки, а бабушка – шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Мишы большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине.

 


 Продолжение_______________

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 61