Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих
и сонорных звуков.
Автоматизация свистящих звуков ( С, СЬ, З, ЗЬ, Ц ).
Занятие « Звук С» №1.
1.
Артикуляционная
гимнастика.
«Заборчик», «Кошка сердится»,
«Почистим зубы», «Горка», «Подуй на язык», «Забей мяч в ворота», «Прокати
карандаш».
2.
Упражнение «Насос».
Улыбнуться, слегка приоткрыть
рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идет по середине языка, сильная, холодная.
3. Повтори
четко и медленно звук «С».
Ас-ас-ас – вот ананас.
Ос-ос-ос – много ос.
Ус-ус-ус – ягодный мусс.
Ыс-ыс-ыс – вот мыс.
Ис-ис-ис -
конфета «Кис- кис».
4.
Подбери и
наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:
Ананас, мыс, много ос, квас, нос, автобус,
глобус, мусс.
Занятие «Звук С» №2.
1.
Артикуляционная гимнастика для звука «С».
2.
Упражнение «Насос» ( язык внизу за нижними
зубами, губы улыбаются).
3. Повтори три раза, потянув звук «С». (четко и
медленно):
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – вот колесо.
Су-су-су – книгу я несу.
Сы-сы-сы - вот автобусы.
4.
Подбери и
наклей в тетради картинки (или нарисуй), назови:
Лиса, коса, оса, самокат, сани.
Колесо, совы, соки,
носок, кусок, сода.
Носы, весы, косы,
автобусы.
Занятие «Звук С» №3.
1.
Артикуляционная
гимнастика для звука «С».
2.
Упражнение «Насос»
(язык за нижними зубами, губы
улыбаются).
3.
Повторить 3
раза, потянув звук «С»:
Ста-
сто- сту- сты
Сма-смо-сму-смы
Сна-сно-сну-сны
Ска-ско-ску-скы
Сва-сво-сву-свы
4.
Наклей
картинки (или нарисуй) и назови их:
Стадион,
мосты, кусты, аисты, весна, спальня, леска.
Занятие «Звук С» № 4.
1. Упражнение «Насос» ( С-С-С).
2. Повторить
чистоговорку:
У Сони сани едут сами.
3.
Закончи предложения:
Десять дней Айболит не ест и не пьёт и
не … (спит).
К. Чуковский
Для зверей и для зверят тоже нужен
детский…(сад).
4. Запомни загадку:
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное. ( Бублик).
Занятие
«Звук С» № 5.
1.
Упражнение «Насос» ( С-С-С).
2.
Закончи предложение: Динь -
дон, динь - дон
В переулке ходит …(слон)
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный въерошенный… (пёс). С.Маршак.
3. Подними
руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук «С»:
Стол, дерево, куст, трава, ёлка, лес, сорока,
часы,
ветка, гриб, стул.
4. Повтори
рассказ. Ответь на вопросы:
1) В саду.
В саду
стоит скамейка.
На скамейке сидят
дед Семен, Света и Сева.
В саду стоят стулья и стол.
Света и Сева будут лепить из глины.
Света вылепила стакан и сову.
Сева вылепил аиста и автобус.
Что стоит в саду? Кто сидит на скамейке? Что
будут делать Света и Сева? Что
вылепила Света? Что вылепил Сева?
2) Саня
и Соня.
Это
Саня, а это Соня.
Саня несет тыкву. Соня снимает сливы.
Саня любит
тыкву и капусту. Соня любит сливы.
3) Света и Саня.
Это
Света, а это Саня.
У
Светы гольфы. У Сани
носки.
Света и Саня
надевают сапоги и идут
в лес.
Занятие
«Звук Сь» №1.
1.
Определи
место звука «С» в слове:
Гусь,
лисенок, Сеня.
2.
Игра
«Эхо» (повтори):
Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю,
се, си, асся, оссе,
уссю, эссе, исси.
3. Четко произнеси:
Ась – ась – ась - у
Сени мазь.
Усь – усь – усь – у Симы гусь.
4. Найди слова со звуком «сь». Выучи стихотворение.
Синее
небо, синие тени,
Синие
ели – это весна!
В
синем лесу этот запах весенний
Всех
обитателей будит от сна.
Занятие «Звук З» №1.
1.
Артикуляционная гимнастика для звука
«З».
«Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка»,
«Подуй на язык с голосом», « Забей мяч в
ворота», «Прокати карандаш».
2. Упражнение «Комар»
Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть на язык с подключением голоса, холодная
воздушная струя идет по середине языка.
3.
Повторить
медленно и четко слоги со звуком «З».
Азма азна азба
азда
Узма узна узба
узда
Озма озна озба
озда
Ызма ызна
ызба ызда
4.
Подбери и
наклей картинки или нарисуй:
Азбука,
изба, поезда, гнездо.
Занятие «Звук З» №2.
1. Артикуляционная гимнастика для звука «З».
2. Упражнение «Комар». ( изолир.
произношение «З»)
Улыбнуться,
язык за нижними зубами, голосовые складки работают.
3. Повторить по три раза медленно и четко «З».
За
– за – за, за – за - за – вот в саду стоит коза,
Зо
– зо – зо, зо – зо - зо – вот у Зои светлый зонт,
Зу
– зу – зу, зу – зу - зу – Зою в саночках везут,
Зы
– зы – зы, зы – зы - зы – нет ни вазы, ни козы.
4. Подбери и наклей картинки или нарисуй, назови
их:
Ваза замок
зонт зов зубы
козы
Коза мозаика бизон
Зоя везут вазы
Занятие
«Звук З» №3.
1. Упражнение «Комар».
2. Повторить чистоговорку:
а)
Зоя моет зайку в тазу,
б)
У Зои азбука, у Зины звезда.
3. Закончи предложения:
Он и плачет, медведь, и
ревет,
Медвежат из болота… (зовёт). К.
Чуковский
Побежала
мышка-мать,
Стала
утку в няньки…(звать). С. Маршак
4. Отгадай загадку, найди в отгадке звук
«З»:
Без
рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Занятие «Звук З» №4.
1. Упражнение «Комар».
2. Отгадай загадку. Если в отгадке звук
«З»?
а)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает
(замок).
б)
Бел, да не сахар, нег ног, а идет
(снег).
3. Хлопни в ладоши, если услышишь в
слове звук «З».
Змей, куст, ваза, мост, ёлка, замок,
изба, нос, звезда,
гнездо, капуста.
4. Повтори рассказ, ответь на вопросы:
Зоя и Зина.
Зоя и
Зина лепят из глины. У Зои забавный
зайка.
У Зины обезьянка Загги.
А это змейка и бизон.
Они на подносе у вазы.
Что делают Зоя и Зина? Кто у Зои?
Кто у Зины?
Где змейка и бизон?
Занятие «Звук Зь» №1.
1. Послушай и определи место звука «Зь»
в слове:
Зима, обезьяна, Зина, корзина, зеркало.
2. Повторить слоги:
Зя – зе – зю – зи
Аззя – оззе – эззе – уззю – ыззи.
3. Повтори чистоговорку:
У Зои коза, у Зины бузина.
Занятие «Звук Ц» №1.
1.
Артикуляционная гимнастика:
«Пулемет»
(т-т-т), «Качели», «Киска», «Сдуй ватку» (язык внизу, произносим звук «Т»).
2. Произнеси
быстро и четко сочетание: т-с, т-с, т-с (Ц)
3. Повтори
слова, найди лишнее:
Цыпленок, мельница, яйцо, цыплята.
4.
Ответь на вопросы:
Чем мы вытираем лицо и руки? –
полотенцем.
Чем мы разрезаем бумагу? –
ножницами.
Что мы ставим в воду? – цветы.
Кто выводится из яйца? –
цыпленок.
3. Повтори чистоговорки:
Цы – цы – цы –цы – есть хотят птенцы;
Ца - ца - ца – не велика птица синица, да
умница;
Ца – ца – ца – из колодца вода льётся.
Занятие «Звук Ц» №2.
1.
Артикуляционная гимнастика.
2. Послушай рассказ, ответь на вопросы,
повтори
(если у ребенка есть звуки «Л» и «Рь»)
Цыпленок Цып.
У мамы курицы был
цыпленок. ( Кто был у курицы?)
Его звали Цып.(Как его
звали?) Мама не велела Цыпу купаться.
Но цыпленок был непослушным. (Каким был Цып?)
Однажды цыпленок пошел купаться.(Что сделал Цып?)
Вода была холодной и Цып заболел. (Какая была вода?)
Мама- курица позвала умную Цаплю. ( Кого позвала мама?)
Цапля дала Цыпу
пилюлю. ( Что сделала Цапля?)
Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной
воде. ( Что пообещал
маме Цып?)
Занятие «Звук Ц» №3.
1. Закончи фразу:
Часто к озеру напиться ходит рыжая…(лисица).
На даче в лесу были разные птицы:
сороки, стрижи, воробьи
и …(синицы)
По ночам сове не спится. Ведь сова – ночная …(птица)
2. Послушай
«Есть ли звук «Ц» или нет?», отложи
картинки со звуком «Ц».
сумка и блюдце; яйцо и осень; индеец и чашка; цыпленок и
часы.
3. Повтори рассказ (если у ребенка есть
звуки «Л» и «Рь»)
Цып.
У мамы курицы было
одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень
любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып
увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама – курица
отвела Цыпа домой и больше никуда одного не отпускала.
4. Повтори вполголоса и громко (если есть «Л»
и «Рь»).
Цу - цу - цу – дали нам по огурцу.
Цы - цы - цы – Цып у мамы курицы.
Ца - ца - ца – у колодца нет конца.
Занятие «Звук Ц» №4.
1. Выучи загадку:
На цветке - цветок
Пьёт цветочный сок.
( Бабочка)
2. Выучи
стихотворение (если
есть звуки «Л» и «Р»):
«Осень», М. Ходакова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы
улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Автоматизация
шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ).
Занятие
«Звук Ш» № 1.
1.
Артикуляционная
гимнастика:
«Блинчик»,
«Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Улыбка», «Дудочка»,
«Парашют».
2.
Повтори слоги
медленно и четко:
Аш
ош уш иш эш
Ша
шо шу ши шэ
Ашша
ошшо ушшу эшшэ
3.
Повтори слова. Определи место звука «Ш» в слове:
Шуба, малыш, шина, машина, шишка.
Занятие
«Звук Ш» № 2.
1. Упражнение «Шина лопнула».
2. Повтори
медленно и четко:
Шма
шмо шму
шмэ
Шка
шко шку
шкэ
Шта
што шту
штэ
Шпа
шпо шпу
шпэ
Шна
шно шну
шнэ
3. Подбери
слово, близкое по смыслу и звучанию.
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на …(машине).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула… (зайчишку).
Занятие «Звук
Ш» № 3.
1.
Закончи фразу:
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты…(спишь).
Нет, твой голос нехорош,
Слишком тихо ты…(поёшь).
2.
Произнеси скороговорку четко (тихо, вполголоса,
громко):
3.
Выучи загадку,
четко произнося звук «Ш».
Небольшие ножки и боится кошки. (Мышка).
Занятие
«Звук Ш» № 4.
1.
В каких словах слышишь звук «Ш»?
Кошка спит, а мышку видит.
Миша сегодня идет в школу.
Бабушка купила шапку дедушке.
Дедушка купил внуку машину.
Поспешишь – людей насмешишь.
2.
Послушай и повтори рассказ « Наташа и мишка».
У
Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему
штанишки, а бабушка – шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там
Миша. У Мишы большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет
на машине.
Продолжение_______________ |